суббота, 13 июля 2013 г.

Венский пробег. Часть 5

09.06. Воскресенье. Братислава-Пожонь-Прессбург.


Kto sa dobre nenaje,
ten ostane malý,
toho žabka preskočí,
toho kura zvalí.

(Ľubomír Feldek)


Воскресенье. Утро. Вена, похоже, вымирает в это время. Закрыты все кафешки, супермаркеты и тому подобные заведения. На наше счастье работает булочная «Анкер» на вокзале. Там и подкрепляемся перед «дальней» дорогой в другую страну.

Сегодня путь наш лежит в соседнюю страну. «В страну» это конечно громко сказано потому, что посетить мы сможем только столицу Словакии город Братиславу. До нее всего 60 км и около часа езды на поезде. Братислава – единственный город мира, который границами городскими соприкасается с двумя странами – Австрией и Венгрией. Тем не менее, это всё-таки другая страна, с другим языком, другим народом.

Едем прямо с ближайшего к нам Венского вокзала Хауптбанхоф. Билеты покупаю в кассе. В автомате билет только в одну сторону стоит 16€, а я еще при подготовке читал, что существуют групповые билеты, но в автомате таких не нашел. Зато в кассе мужик продал нам по умолчанию как раз групповой. По такому билету могли бы ехать пять человек при цене 29€, но и на двоих это хорошая экономия.

Едем довольно быстро. За окошком мелькают поля, покрытые красными огоньками маков,  ветряки медленно вращающие свои слоновьи лопасти,
пролетают шлоссы, штадты и дорфы с симпатичными домиками. Вдоль железной дороги можно наблюдать малюсенькие, сотки по 3-4, участки с аккуратными баньками, цветничками, очагами. Ближе к Братиславе наблюдаем следы наводнения. Отнюдь неголубой Дунай разлился по лощинам и низинам. Бурая от грязи вода до сих пор стоит в них, но видно, что максимальный подъем уже позади.  Его высоту можно определить по застрявшим в ветках кучах мусора.

В половине двенадцатого прибыли на главный вокзал столицы Словакии. Место производит впечатление какой-то неустроенности, тесноты, суеты. Напомнило мне наш Новосибирский автовокзал. Долго здесь не задерживаемся. В разговоры ни  с кем не вступаем. Смотрим расписание, отмечаем, что поезда идут в Вену каждый час и отправляемся в старый город. Можно было бы и проехать. В Братиславе действует билет «Венских линий». Исторически это не удивительно, потому что долгие пять веков, до 1918 года город был населен преимущественно австрийскими немцами. Назывался Пресбург. После распада Империи город отошел чехам, которые присоединили его к словацкой части республики.

Сегодня два этих народа снова оказались в границах одной империи – ЕЭС, но Чехия больше находится под влиянием Германии, а Словакия - Австрии. Несмотря на то, что главенствующей культурой в обеих частях была немецкая, народы развивались порознь друг от друга. Сказалось и то, что в Чехии возникла мощная индустриальная база, а в Словакии даже городов приличных не было. Единственный крупный город Пресбург, входил сначала в состав Австрии, а позже под именем Пожонь около 300 лет «работал» столицей Венгрии.
Вот по Штефаниковой улице по направлению к Дунаю мы сейчас и движемся.

Ориентироваться в городе легко. Внизу долина Дуная, вверху – телебашня на вершине холма Камзик. На западе – замок, четыре башни, которого видны отовсюду. Вокруг нас обычная застройка начала ХХ века, очень напоминает российские провинциальные города – Томск, Омск, Е-бург. Автомобилей мало, наверное по причине воскресного дня. Высокие тенистые платаны закрывают улицу от палящих лучей полуденного солнца.
Минут через 15 подходим к калитке какого-то парка. – Давай зайдём, - предлагает Лёля. Парк какой-то неуютный декоративные деревца высажены редко поэтому тени не создают. Зато в нем есть туалет! Пересекаем эту озелененную площадку по диагонали и оказываемся на площади перед резиденцией президента Республики Словакия.
Раньше это был дворец местного вельможи графа Грассалковича. Бетонированная площадка с флагштоками и государственными флагами, чахлые клумбы, фонтан с красивым металлическим шариком. Символика изображений на шаре загадочна и нам не понятна. В целом впечатление от дворца – скупость на грани жадности.

А впереди уже показались шпили и колокольни старого Пресбурга.
Еще метров 200 и мы спускаемся в совершенно другой мир. Это мир узких улочек, кованых фонарей и дверных ручек, черепичных крыш, вычурных башенок и вытянутых шпилей. Сразу натыкаемся на сувенирную лавку
в которой зависаем на полчаса не меньше. Магазинчик наполнен множеством оригинальных сувениров, сделанных с добрым юмором, иронией, романтизмом.
На фоне венских никудышных сувениров это просто праздник какой-то! Берем деревянные магнитики, кружку еще чего-то и довольные отправляемся дальше в сторону моста через Дунай.
С каждым шагом город нравится всё больше и больше. Вена проигрывает вчистую!  Да, здесь нет помпезных и напыщенных барочных шедевров, нет памятников имперского масштаба, но как же здесь уютно, интересно и легко.


По Вентурской спускаемся к собору Св. Мартина. Собор невелик, но примечателен тем, что здесь Австрийские императоры венчались Венгерской королевской короной и становились королями Венгрии. В честь этого собор увенчан не крестом а короной. Хорош собор, именно, не сам по себе, а  в общем контексте городского пространства.
По Рыбной площади поднимаемся на пешеходный переход Нового Моста (СНП). Он очень удобно устроен. Под проезжей частью появляется защищенное от солнца, шума и пыли пешеходный тротуар шириной метра три. Поэтому наверное, нам при операции форсирования Дуная попалось несколько бегунов и велосипедистов.
Проход упирается в шахту лифта. Это и есть следующий пункт нашей сегодняшней программы. Условно называется «Подъем на опору». Помимо того, что мост красив и сам по себе, он является уникальным инженерным сооружением. Это однопилонный стальной дорожный мост веерного дизайна, не имеющий ни одной опоры в русле реки Дунай.  Принадлежит к Всемирной федерации высотных башен, на настоящий момент Новый мост — единственное её сооружение, которое является опорой. Построен в 1972 году по проекту местных инженеров и архитекторов.
Мост стальной, подвешен на одной опоре высотой 84,6 м. Общая длина моста составляет 430,8 м. Общая высота от основания до вершины — 95 м. Диаметр купола — 32 м. На мосту четыре полосы для движения автотранспорта, под ними с каждой стороны расположены пешеходные и велодорожки. Ширина тротуаров — 3,2 м. Мост СНП сразу после открытия в 1972 году занял 4 место в списке подвесных мостов мира. В подкатегории подвесных мостов с одной опорой или с одной подвесной плоскостью он до сих пор остаётся мировым лидером. В категории мостов с наклонной опорой он находится на третьем месте.
Венчает стальной пилон ресторан на высоте 85 м под названием UFO, и действительно напоминает летающую тарелку в её карикатурном изображении. Ресторан соединён со смотровой площадкой. К ней ведёт лифт в левой опоре моста, а в правой расположен аварийный выход с 430 ступенями. Чтобы подняться на смотровую площадку надо заплатить 6,5€ с носа. Мы платим и в сопровождении лифтера поднимаемся наверх. Вид замечательный!
С запада на восток бурые и бурные воды взбаламученного Дуная волокут вывороченные стволы деревьев, кусты и прочий мусор. Всё это остатки прокатившегося по Европе наводнения. За Дунаем красными своими крышами прижался к берегу старый Пожонь. Отсюда хорошо видно какой это маленький городок. Слева от Святого Мартина за предмостной развязкой возвышается южный отрог Малых Карпат - Замковый холм, увенчанный Братиславским Кремлем. К северу и востоку от старого города раскинулась современная Братислава. К нашим услугам на внутренней стороне ограждения изображена панорама города с надписанными важнейшими достопримечательностями. Через подзорную трубу можно рассмотреть подробности городской панорамы.

Вдоволь налюбовавшись панорамными видами, мы делаем попытку пообедать в местном ресторане. К счастью, попытка провалилась по причине подготовки зала для какого-то мероприятия.
Мы же вынуждены возвращаться на левый берег. Мимо чумной колонны мы сворачиваем на бульвар, который здесь называется Гвездославской площадью. Помня о невозможно низких ценах на услуги ресторанов и кафе плюхаемся измученные голодом и жаждой, в первый же попавшийся нам на пути кабачок. Называется «Gaucho». Нам протягивают меню. - Однако! Либо нам так «везет», либо одно из двух, - порядок цен такой же как и в Вене. Искать чего-то другого, чтобы подтвердить или опровергнуть чьи-то рекомендации? Вот ещё! Тм более, что нам уже несут наш «Staropramen». Как обычно берем одну на двоих порцию горячего (ассорти гриль) и по овощному салатику. Вместе с пивом всё тянет на 32€. Пока это наш ценовой рекорд.
Ну что ж, силы подкрепили, отдохнули пора и дальше исследовать город. Около часа просто гуляем по лабиринту старого города. В одном из сувенирных магазинчиков Лёля встретила кумира своего детства Кротика
Зденека Миллера из очень популярного чехословацкого мультика 60-х годов. Конечно же один из этих забавных существ занял свое место в нашем багаже. Фоткаемся со знаменитым Чумилом.
В Братиславе много симпатичных персонажей, образцов хорошей городской скульптуры. Мы их специально не искали, поэтому не увидели знаменитых Наполеона и папарацци. Зато увидели лозохода
резвящихся в условной воде наяд
Анедерсена с улиткой.
Листаем путеводители и наконец, решаем всё-таки забраться к Граду. Тут я делаю небольшую топографическую ошибку. Я сворачиваю к замку слишком рано и поэтому мы подходим к главным воротам по спирали. Но наградой за удлинение пути нам стала очередная порция прекрасных панорамных видов с первого яруса стен. Сам замок удивительно некрасив. Недаром на сленге гидов его называют «перевернутой табуреткой».  
На этом свой Братиславский вояж объявляем законченным, топаем на вокзал и на ближайшей электричке возвращаемся «домой».

А вот там нас ждал неожиданный поворот. Как и в субботу ничего не работало! По воскресеньям все магазины в окрестностях работают только до 18.00! Лёля так умоталась за эти дни, что идти куда-то в ресторацию (рядом работал итальянский) сил у неё не было. К счастью, у нас еще оставались хлеб сыр, виноград, печеньки из домашних запасов, так что голодными мы не остались. Жалели только о том, что не купили в Братиславе бутылочку словацкого вина.

Комментариев нет:

Отправить комментарий